Лечебно-игровая гимнастика с детьми дошкольного возраста

Лечебно – игровая гимнастика
с детьми дошкольного возраста
 
Насморк, ОРВЗ, ангина, бронхит, пневмония — вот наиболее распространенные простудные заболевания наших детей. Предотвратить возникновение болезней, вылечить их наиболее быстро, эффективно, не допуская перехода в хроническую форму, поможет лечебно-игровая гимнастика.  
Чем чаще всего болеют наши дети? На этот вопрос ответ почти всегда бывает одинаковым — простудными заболеваниями. Как правило, это насморк, ангина, бронхит, пневмония. Одним словом, почти все болезни органов дыхания.
        Любые отклонения в здоровье ребенка — это волнение, а иногда и настоящее горе для родителей. У больного ребенка плохой аппетит, нет настроения, он жалуется на недомогание, головную боль. В этом случае некоторые родители стараются оберегать его от всякой физической нагрузки. Это неверно. Отсутствие движения напротив, вредно для ребенка и отрицательно сказывается на его состоянии.
         Если ваш ребенок заболел, как можно раньше обратитесь к педиатру и, посоветовавшись с ним, начинайте занятия лечебной физкультурой. Огромное значение имеют занятия лечебно-игровой гимнастикой в домашних условиях. Это и понятно. Большую часть времени ребенок проводит дома. В семье он живет, растет и развивается. Чаще всего от нас самих зависят здоровье и благополучие наших детей. Каждому ребёнку необходим умелый уход, занятия гимнастикой, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе и разумное закаливание.
        Причинами многих простудных заболеваний детей являются особенности строения органов дыхания и неправильная постановка дыхания. Лечебно-игровая гимнастика помогает улучшить воздухообмен и кровоснабжение легких, установить правильные темп и ритм дыхания. Начало заболевания дыхательных путей у детей можно определить по основным признакам: насморк, кашель, першение в горле, изменение тембра голоса, чиханье, одышка. Нередко этому сопутствует и повышенная температура. Больной ребенок жалуется на головную боль, быструю утомляемость, раздражительность. Часто у него нарушается осанка. 
        Лечебно - игровая гимнастика – это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания у детей. Игровая гимнастика поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. Занимаясь такой гимнастикой, ребенок выздоравливает быстрее. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и ребёнок заболевает реже. Особенно важно использовать лечебно – игровую гимнастику при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией. Например, определенная форма бронхиальной астмы (астма физического напряжения) лечится исключительно физическими упражнениями.
Некоторые рекомендации по проведению
лечебно – игровой гимнастики.
   Для ребенка следует выбирать упражнения для гимнастики, не вызывающие большой нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения (т.к. это может привести к перегрузкам), необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности выполнения действий и соблюдении правил игры.
Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому продолжительность гимнастики невелика – до 5 минут, но постепенно время   можно увеличить до 10 – 15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением. Упражнения для лечебно – игровой гимнастики следуют комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали всестороннее воздействие.   Важно следить за нагрузкой. Если у ребенка проявляются признаки усталости, то нужно уменьшить нагрузку. 
При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания. Желательно, чтобы внимание не отвлекали ненужные во время гимнастики предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и интригующим.  
Перед гимнастикой нужно проветрить комнату, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.
 
Комплекс лечебно – игровой гимнастики
«ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ»
Эта лечебно – игровая гимнастика укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же ее заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использована и работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
1.Организационный момент.
1.«НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»
Походи ко мне, дружок,
   И садись скорей в кружок.
 Носик ты быстрей найди,
                                              И соседу покажи.
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2.Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
2.«ПОМОГИ НОСИКУ СОБРАТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ»
                                               Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
3. «НОСИК ГУЛЯЕТ»
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
4. «НОСИК БАЛУЕТСЯ»
Вот так носик – баловник!
Он шалить у нас привык.
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
5. «НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»
Тише- тише, не спеши,
                                               Ароматом подыши.
Ребенок выполняет 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
6. «НОСИК ПЕСЕНКУ ПОЕТ»
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Би- ба-бу».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба- бо- бу».
7. «ПОГРЕЕМ НОСИК».
Надо носик нам погреть,
                                             Его немного потереть.
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3.Заключительный этап.
8. «НОСИК ВОЗВРАЩАТСЯ ДОМОЙ»
Нагулялся носик мой,
                                                Возвращается домой.
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому что их носик вернулся.
 
 
Литература
Корзенко В.Н. Паромчик Е.И .Ребенок должен быть здоровым.
Минск.Полымя.1988
 
Составлено руководителем физвоспитания Лемешковой М.М.