Ритмодекламация:новое, интересное, полезное

Как называется то новое и инте­ресное, что с таким увлечением испол­няют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома?

Этот новый в дошкольном музы­кальном образовании вид деятельности называется ритмодекламация.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Она широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкаль­ной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекла­мация» подчёркивает именно рит­мизацию текста при выразительном речевом интонировании.

В современной музыкальной методи­ке обучения дошкольников ритмодекла­мация рассматривается как одна из пер­спективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важ­нейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмо­циональный эффект от прослушивания. Чёткая ритмическая организация му­зыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музы­кального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие инто­национного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он го­ворит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным же­ланием исполняют эти модели?

Во-первых,это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоциональ­но-образной музыки (от старинных му­зыкальных произведений XV—XVI вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтиче­ских текстов (от детских потешек, скоро­говорок до высоко художественных про­изведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).

Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ре­бёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.

Во-вторых,это доступность и удоб­ство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музыцирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой ко­ординацией слуха и голоса с удоволь­ствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными». Именно благодаря рит­модекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной дея­тельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, сни­мается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Таким образом, исполнение ритмоде­кламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, Творче­ское воображение, эстетическое воспри­ятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

 

 

 

                                                           Подготовила Шоя Л.Т., музыкальный руководитель