Домашнее музицирование с детьми 3-5 лет

Домашнее музицирование с детьми 3-5 лет
 
         Малыш-дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Багаж этих представлений, накопленных в первые годы жизни, уже достаточно велик. Ваш малыш научился различать предметы по форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие, может распознать женский, мужской и детский голоса.
         Вступив в возрасте трех лет в эпоху игры, малыш с ее помощью продолжает овладевать миром. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.
         Игры со звуками - естественное дополнение к "звуковым забавам" малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабаны, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты.
         Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные брусочки, коробочки (размер коробочки должен быть таким, чтобы ребенку удобно было держать ее в руке). Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По ответу ребенка можно судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.
         Попробуйте поиграть с ребенком в игру "Лесное эхо". В этой игре ваш малыш научится производить звук, вполне определенной по силе. Сначала вы вместе с ним вспомните, что такое эхо, как тихо оно отвечает на наши громкие звуки. Расскажите ребенку, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть, громко или тихо.
         Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать обязательно громко, а у того, кто отвечает, - тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом (звукоподражание), вы сможете увидеть, насколько внимателен ваш малыш к конкретным заданиям, оценить его память, координацию движений и голоса.
         Такие игры со "звучащими жестами" (движениями рук, кистей, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.
         Очень нравится детям игра "Зеркало". Условие игры следующее: первый играющий хлопает так, как захочется. Но второй играющий должен в точности повторить действия первого. Сядьте напротив вашего малыша и начните игру. Желательно прохлопывать плоскими ладошками медленно и очень равномерно
3-4 раза, начиная с самого простого ритма. Когда ребенок точно повторит ваш ритмический рисунок, поставьте ему задачу посложнее. Затем, поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок даст задание вам и оценит правильность вашего исполнения.
         Ваш интерес к музыке, пению обязательно передастся вашему малышу. Совместное домашнее музицирование доставит радость, а музыкальные успехи и творческие достижения малыша будут для вас заслуженной наградой.