Что такое ОНР?

ЧТО ТАКОЕ ОНР (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)?
 
ОНР (Общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5-ти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной (различение цвета, формы, величины и т.д.), интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная (словесная), память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями мышления такими как, анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Этим детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы (трудности при выполнении движений по словесной инструкции, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения движений). Недоразвитие мелкой моторики, трудности при выполнении артикуляционной гимнастики
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов.
Первый уровень речевого развития – почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов или звукокомплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Характерной чертой является отсутствие грамматических связей слов между собой и для передачи морфологических элементов грамматических отношений.
Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами и мимикой.
Пассивный словарь шире активного, и понимание речи при этом ограничено. Дети не понимают формы единственного и множественного числа имени существительного, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов.
Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза (п, б, т, д, н, к, г, х, м). Отсутствуют в речи звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.
Второй уровень речевого развития – фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Смешение падежных окончаний, ошибки при употреблении существительных в Р.П. мн. числа, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Дети смешивают в речи предлоги по значению, или вообще их опускают. Союзы и частицы употребляются ими в речи крайне редко.
Словарь хоть и расширен за счет введения в него таких категорий как, существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы, но остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета, названий формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.
Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны замены одних звуков другими, смешение таких звуков как П-Т-К, С-Т. Отсутствуют мягкие согласные звуки П-Б-М, Т-Д-Н перед гласными А, О, У. Нарушено произношение свистящих, шипящих и аффрикат. Затруднения остаются в усвоении слов, сложной слоговой структуры (перестановки слогов звуков, замены и уподобления слогов). Характерно так же нарушение слуховой дифференциации звуков внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности ребенка к овладению звуковым анализом и синтезом.
Дети пользуются в речи простыми предложениями, состоящими из 2-3 , редко 4 слов. Количество аграмматизмов возрастает, при возрастании речевой нагрузки.
Третий уровень речевого развития – для этого уровня характерно развернутая обиходная речь без грубых аграмматизмов и фонетических отклонений. Нарушения звукопроизношения сводится к заменам, пропускам, искаженному произношению, нестойкому употреблению поставленных звуков. А так же нарушение звукопроизношения отличается смешением звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сонорные) и нарушениями произношения некоторых звуков раннего онтогенеза (с’, б, г, к,).
У детей наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушения слоговой структуры слова. Несформированность при употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО),предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Пропуск предлогов или не употребление их вообще.
Почти у всех детей встречаются ошибки при употреблении в речи форм существительных именительного и родительного падежей множественного числа, при сочетании существительных с количественными числительными. Реже встречается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. У детей наблюдается несформированность навыков практического словообразования (относительных прилагательных от существительных, их уменьшительно-ласкательной формы). Наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, мало слов обозначающих качество, признаки, действие, состояние предметов. Затруднительным для детей является подбор однокоренных слов.