Советы логопеда

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
«УЧИМСЯ, ИГРАЯ»
Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.
Пословицы и поговорки –  сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах».  Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни.  С этой целью предлагаем вам  поиграть с ребенком в эти игры.
 
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»
Задачи:
•      учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;
•      развивать интерес к значению слова;
•      Учить активно использовать их в речи.
 
Тише едешь –   (дальше будешь).
Крепкую  дружбу водой -  (не разольёшь).
Один в поле -  (не воин).
Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).
Под лежачий камень – (вода не течет).
Семь раз отмерь – (один отрежь).
Что посеешь – (то и пожнешь).
         
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Задачи:
•      учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
•      развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.
…..
Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)
Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)
Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)
В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)
Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)
Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)
 
Дидактическая игра «Одним словом».
Задачи:
•      учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;
•      познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;
•      развивать аналитическое мышление.
 
Надуть губы. (Обидеться.)
Как снег на голову. (Внезапно.)
Вылетело из головы. (Забыть.)
Как по команде. (Дружно.)
Со всех ног. (Быстро.)
Рукой подать. (Близко.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА!
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.
Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:           
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня -  в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет! 
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.
Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.
Советуем вам прочитать:
1.        Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…». – М.: «Просвещение», 1999.
2.        Рудик О.С.  Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. – М, 2009.
3.        Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М, 2009.
4.        Стародубова Н.А. Развитие речи ребенка. – М, 2003.
Рекомендации логопеда родителям по развитию читательского интереса у детей
 
 
vПрививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
vПокупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
vСистематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
vОбсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
vРассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
vЕсли вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
vВспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
vРекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
vУстраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
vПокупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
vВоспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
vДарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях