Деловая игра "Роль отца в воспитании ребёнка"

Деловая игра для родителей.

Тема: "Роль отца в формировании личности ребенка"

 

 

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

А.С. Грибоедов

 

В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли". Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быка-производителя. Зачатие произошло, потомство появилось - все, отец больше не нужен!" А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка?

Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от  мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны   теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт".

Психологические  исследования показывают, что при сравнении детей выросших с отцами и без них обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети "холодных" отцов чаще бывают, застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с остальными.

 

Таким образом, личные качества отца,   оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия. Она учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина  к детям,  к жене и к окружающим.

 

Именно в семье ребенок учиться осваивает родительские роли и функции. Для более успешного осуществления этого процесса должна произойти переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции. 

 

Цель: создание условий для осознания родителями наличия проблемы роли отца в воспитании ребенка ее актуальности и значимости.

 

Задачи:

познакомить с результатами исследований о роли отца в современном мире;

выявить сущность отцовского влияния на формирование индивидуально-типологических качеств сына/дочери;

познакомить родителей с результатами анкетирования детей, мнением учащихся о роли отца в семье;

развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании детей.

 

Подготовительный этап:

Приглашение пап и мам на деловую игру (Приложение 1).

Проведения анкетирования учащихся по теме "Мой папа" (Приложение 2), опрос по теме "Дети дают советы"

Анализ анкет и результатов опроса, диаграмма по результатам анкетирования (Приложение 2).

Оформление выставки рисунков ребят на тему "Моя семья".

 

План игры:

Оргмомент.

Приветствие.

Упражнение "Ладошки".

Разминка.

Упражнение: "Общение детей и родителей в лицах".

Основная часть.

Проблема глазами родителей.

Упражнение: "Роль отца в семье"

Упражнение:"Правила плохих отцов"

Упражнение: "Роль отца в воспитании сына/дочери"

Проблема глазами детей.

Анализ рисунка семьи, анализ анкет учащихся.

Упражнение: "Дети дают советы"

Подведение итогов.

Упражнение: "Коробочка-пожеланий".

Обратная связь.

 

Оформление кабинета:

 

1. На доске - тема игры, лист ватмана, эпиграфы:

"Без хороших отцов нет хорошего воспитания". (М. Карамзин)

"Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". (А.С. Грибоедов)

2. Выставка рисунков учащихся.

3. Магнитофон с аудиозаписью песни "Папа может все, что угодно".

4. Индивидуальные тесты "Отец семейства" (Приложение 3).

5. Стихи про пап.

 

Оборудование: презентация "Роль отца в формировании личности ребенка", двухцветные "ладошки" из картона, листочки для упражнения - "Общение детей и родителей в лицах"; стикеры и листы бумаги формата А-3 с надписью "Роль отца в семье", оформленные советы детей папам, рисунки детей, диаграмма - анализ анкетирования, подготовленные листы для упражнения "Роль отца в воспитании сына/дочери"; коробочка-пожеланий, листочки и ручки для пожеланий.

 

ХОД ИГРЫ

 

На начало игры звучит песня "Папа может все, что угодно".

 

I. Оргмомент.

 

Встреча родителей. Деление их на две группы отдельно мамы и папы. Выдача необходимого материала для участия в игре.

 

II. Приветствие.

 

Здравствуйте. Сегодня мы с вами поговорим об отцах, о тех, кого с гордостью мы можем назвать воспитателями детских душ, обсудим проблему роли отца в воспитании современной семьи (Приложение 4. презентация).

 

Аплодисменты всем отцам в мире: вашим нынешним и будущим; особо бурные аплодисменты нашим пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас, восхищаемся вами. Мне хочется подарить вам как введение в тему нашего общения очень оптимистический отрывок из статьи Ричи Уоррена "Одинокий мужчина":

Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании - от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы в самом деле думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Я вообще считаю, что каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то имеет право мешать им заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит.

 

Для начала давайте, используем вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? (Улыбка.) Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.

 

Упражнение "Ладошки"

 

Каждый родитель получил "ладошки" из картона.

 

Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный - да, синий - нет:

Любите ли своих детей?

Родительский труд - очень тяжелый труд?

23 февраля - это праздник защитника отечества?

Готовы ли вы работать в форме игры?

Готовы ли вы сотрудничать во время игры?

 

III. Разминка.

 

Упражнение: "Общение детей и родителей в лицах"

 

Каждому родителю предлагается на своем листочке, отвечая на вопрос ведущего нарисовать одну из предложенных на доске пиктограмм.

 

С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

 

Обсуждение: У родителей спрашивается: Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответах на второй и третий вопрос?

 

Вывод: ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они в сою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни должны привносить в жизнь своих детей положительные эмоции.

 

IV. Основная часть.

 

1. Проблема глазами родителей.

 

а. Издавна повелось, что отец - это добытчик, а мать - хранительница очага и воспитатель детей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Нередко мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, быть образцом для подражания.

 

В настоящее время традиционные роли отца и мужчины, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, претерпевают серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от   мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

 

Упражнение: "Роль отца в семье"

 

А как, уважаемые родители, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? Родители записывают ответы на стикеры и вывешиваются на доску.

 

б. Отцовское влияние - это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.

Когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школу, на родительские собрания приходят в основном женщины - матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям - такова укоренившаяся практика.

Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть.

По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более "безотцовским". Сетования феминисток на инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда.

Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль.

 

Упражнение: "ПРАВИЛА ПЛОХИХ ОТЦОВ"

 

А сейчас я хочу попросить вас составить правила "плохих пап" сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать. (Примеры: "Никогда не играй со своим ребенком", "Не спрашивай его об увлечениях, интересах", "Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж".)

 

Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им.)

 

в. Александр Сергеевич Грибоедов почти двести лет назад написал:

«Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца.»

 

Актуальны ли они в наши дни?

 

Упражнение: "Роль отца в воспитании сына/дочери".

 

Я предлагаю вам в течение 3 минут составить таблицу:

1-я группа - "Какие качества прививает отец сыну";

2-я группа - "Какие качества прививает отец дочери".

 

(Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты с помощью мозгового штурма представляются всем.)

 

Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки - особый народ, беспокойный и непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.

 

Для полноценного воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: "Принцесса, красавица ты моя"; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Воспитание дочери - дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

 

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения.

 

2. Проблема глазами детей.

 

Данные по опросу анкетированию детей представлены на доске, также оформлена выставка рисунков детей на тему "Моя семья".

 

А теперь давайте обратимся к выставке рисунков ваших детей по теме: "Моя семья" и посмотрим какую роль отводят дети отцам.

 

Анализ рисунка семьи.

Есть ли отец на рисунке?

Чем чаще занят отец в рисунках детей?

Каково место отца на рисунке? (Размеры, прорисовка деталей.)

Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ними деятельностью или игрой?

 

Анализ опроса детей.

 

Детям были заданы пять вопросов относительно отцов. Получены не очень утешительные результаты. Всего опрошено 29 детей.

Играет ли с вами папа по вечерам? (Да - 14 человек.)

Учит ли папа с вами уроки? (Да - 19 человек.)

Катается на лыжах и коньках? (Да - 14 человек.)

Читает на ночь книжки? (Да - 8 человек.)

Берет с собой на прогулку? (Да - 17 человек.)

 

Ведущий. Мы просили детей дать свои советы папам, давайте проанализируем их.

 

Упражнение: "Дети дают советы" (приложение 5)

 

Обсуждение:

Какие эмоции вызывают у вас советы?

Как хочется их прокомментировать?

Что вы заметили, анализируя советы?

Вывод: Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце.

 

V. Подведение итогов.

 

Ведущий: Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что, по мнению ученых, даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

А вот дети, чьи отцы активно участвовали в воспитании, показывают высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

 

В заключение я хотела бы попросить Вас выполнить следующее упражнение.

 

Упражнение: "Коробочка пожеланий"

 

Ведущий: Всем участникам заранее раздаются подготовленные листочки и предлагает написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на занятии, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку-пожеланий.

Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.

А теперь, уважаемые папы и мамы, вам небольшое домашнее задание каждому из вас предоставляется тест "Отец семейства", ответив на который, вы сможете узнать какой вы отец семейства, а если на вопросы этого теста ответит ваша супруга. Польза - обоюдная... Есть ли в ваших ответах большая разница? Если есть, то вместе обсудите вопросы, ответы на которые особенно отличаются.

 

VI. Обратная связь.

 

Ведущий: Я благодарю всех за участие и откровенность. Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, сказать какие-то пожелания, замечания, напутственные слова.

 

Спасибо за внимание.

До свидания!

 

Список литературы.

Бабина Ю. Роль отца в воспитании ребенка. // Школьный психолог. - №8. - 2007. - с.12-15.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.

Курпякова Г.Н. Родительское собрание "Быть хорошим отцом - подлинный талант" //Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.62-65.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003. - 295 с.

Семенюк Н. И. Сценарий родительского собрания для пап. //Классный руководитель. - №3. - 2005. - с.50-57.

Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс;  Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.

Эйдемиллер Э.Г., Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. -  с. 6-7, 20-21.

 

Приложение 1

 

Приглашение

Уважаемый _________________!

 

Приглашаем Вас на  деловую игру для родителей учащихся ____ класса по теме «Роль отца в формировании личности ребенка», которая пройдет в рамках общешкольного «Дня семьи».

 

Ждем Вас в школе _____________  по адресу __________  в кабинете ____

 

социальный педагог

кл. руководитель

 

 

Приложение 2

 

Анкета

 

Играет ли с вами папа по вечерам?

Учит ли папа с вами уроки?

Катается на лыжах и коньках?

Читает на ночь книжки?

Берет с собой на прогулку?

 

 

 

Результаты анкетирования.

Всего опрошено 29 детей.

Играет ли с вами папа по вечерам? (Да - 14 человек.)

Учит ли папа с вами уроки? (Да - 19 человек.)

Катается на лыжах и коньках? (Да - 14 человек.)

Читает на ночь книжки? (Да - 8 человек.)

Берет с собой на прогулку? (Да - 17 человек.)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Психологический тест «Отец семейства»

Какой вы отец семейства? Чтобы узнать это лучше, ответьте на 23 вопроса. Если вы отвечаете на вопрос «согласен» то получаете 2 очка, «не совсем» - 1, «не согласен» - 0. Согласны ли вы с утверждением, что:

1)        Муж лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.

2)        После развода дети должны оставаться с матерью.

3)        Хороший муж обычно и хороший отец.

4)        Мужчины не должны открыто проявлять свои чувства, как жен­щины.

5)        При воспитании детей мнение отца решающее.

6)        После рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.

7)        Лучше жить без отца, чем терпеть плохого.

8)        Так как считается, что женщина делает все лучше мужа, пусть она и воспитывает детей.

9)        Если ребенок не может с чем-то справиться, он должен всегда об­ращаться к матери.

10)    Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.

11)    Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, ко­гда его об этом попросит жена.

12)    После развода родителей маленький ребенок, оставшийся с мате­рью, вообще не замечает отсутствия отца.

13)    Матери обыкновенно слишком балуют детей.

14)    Отцам полезно проводить отпуск вместе с семьей.

15)    Мальчик с раннего возраста должен воспитываться иначе, чем де­вочка.

16)    Некоторые дети предпочитают проводить свое время скорее с от­цом, чем с матерью.

17)    У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важ­нее, чем вы.

18)    Во всех вопросах воспитания вы можете успешно заменить жену.

19)    Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.

20)    Ваша жена всегда вмешивается, когда вы начинаете заниматься с детьми.

21)    При желании муж может справиться с новорожденным не хуже жены.

22)    Отец более важен для сына, чем для дочери.

23)    Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

 

А теперь подсчитайте, сколько вы набрали очков в каждой группе ответов. В первую группу входят ответы на вопросы 1, 4, 5, 12, 13, 15, 19, 22. Во вторую группу - 2, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 23. В третью группу - 3, 7, 10, 14, 16, 18, 21. Каждая группа соответствует типу, к которому относится отец вашего семейства. В какой группе ответов вы набрали больше очков, к такому типу вы и принадлежите.

Тип 1 - «традиционный». Он глава семьи, последняя инстан­ция при решении вопросов воспитания детей. Порой он строг, очень большое значение придает дисциплине, требует от детей выполнения своих обязанностей. В многодетных семьях с каждым годом он уделя­ет все большее внимание воспитанию детей, особенно сыновей. Но в принципе между ним и детьми нет задушевных отношений. Дети обычно относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недос­таточно хорошо знает их нужды и желания.

Тип 2 — «отец, озабоченный семейным благополучием». Муж предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания детей. Счи­тает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Но даже в свободное время он не го­рит желанием позаниматься с детьми. Неудивительно, что спустя неко­торое время и дети начинают относиться к нему отчужденно. В этом слу­чае жена может прибегнуть к маленькой хитрости - время от времени уезжать на несколько дней к родным и оставлять детей под присмотром мужа. Тогда он поймет, что жена доверяет ему и как отцу.

Тип 3 — «современный отец». Для такого отца общение, забота о детях - вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет для этого столько свободного времени, сколько бы хотелось, вечера он обык­новенно проводит с детьми. Он любит детей, не стесняется это показать им, умеет не только играть с более взрослыми детьми, но и нянчить и при­сматривать за маленькими. Дети его обожают. Своими самыми сокровен­ными желаниями они от всего сердца делятся и с ним, и с матерью.

 

 

Приложение 5

 

 

Папа…

Получай больше денег.

Побольше давай денег.

Не сердись на меня за плохие оценки.

Не будь таким строгим.

Работай меньше.

Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку побольше внимания.

Будь добрым.

Не надо курить!

Не заставляй меня выучивать уроки.

Будь рядом в мой день рождение.

Не соглашайся работать по выходным.

Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.

Никогда не проверяй дневник.

Меньше смотри телевизор.

Будь чаще дома и езди реже в поездки.

Презентация по теме"Роль отца в формировании личности ребёнка"