Права ребёнка, уважение к нему

Права ребёнка, уважение к нему

Консультация для родителей

 

Что такое право?

Право – совокупность норм, выраженных в законах и иных нормативных актах. Нормы права утверждаются государством, поэтому в них выражается государственная воля. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения. Основными правами, которыми обладают все люди с момента рождения являются: право на жизнь, на свободу, на безопасность, на достоинство и т.д. Но в особой защите своих прав нуждаются дети, потому что они не обладают достаточными знаниями и жизненным опытом, чтобы делать это самостоятельно. Одним из основных документов, защищающих права ребенка во всем мире, является Конвенция о правах ребенка – это договор ООН, в котором говорится о правах, присущих детям во всем мире.

Права на выживание охватывают права ребенка на жизнь, кров, питание и доступ к медицинскому обслуживанию.

Право на развитие включает все, что необходимо детям для достижения наибольшего развития своих способностей. Например, право на отдых, культурную деятельность, доступ к информации.

Права на защиту требуют, чтобы дети были защищены от насилия и эксплуатации. Особое внимание обращено на проблемы детей беженцев, вовлечения детей в вооруженные конфликты, потребления подростками наркотиков.

Права на участие позволяют ребенку принимать активное участие в общественной жизни, подготовиться к принятию ответственности за жизненно важные решения.

Ответственность за ребенка несут родители.

Каждый из вас, если не в детском саду, то в школе познакомился с такими понятиями как  права, и обязанности. И я не сомневаюсь, что основные права человека, вы сможете назвать. Знание прав и обязанностей дает человеку множество преимуществ:

  • Владея информацией по правам ребенка ты можешь делать выбор.
  • Тебя не могут использовать в корыстных целях другие.
  • Ты можешь избегать ситуаций, которые для тебя нежелательны.
  • Ты можешь защищать и себя и других.

 

Могут ли существовать права без обязанностей?

 

Пределы прав человека.

Вопрос является предметом активного обсуждения ввиду существования правовых противоречий при регулировании ряда прав – право на жизнь при абортах, права женщин свободно распоряжаться своим телом, право выбирать себе супруга любого пола, право распоряжаться собственной жизнью (при решении вопроса при эвтаназии) и др.  В целом, трудности, возникающие при применении международных механизмов по защите прав человека, связаны с тремя проблемами:

- относительность прав человека – не все права имеют одинаковую ценность;

- столкновение международной защиты прав человека и государственного суверенитета – направленность международных правозащитных механизмов на отстаивание прав индивидов при закреплении принципа невмешательства во внутренние дела государства;

- универсальность прав человека до сих пор ставится под сомнение. Ряд стран отдает предпочтение экономическим и социальным правам по сравнению с гражданскими и политическими.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

  • Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
  • Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
  • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
  • Ребёнок имеет право на образование.
  • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
  • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
  • Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

 

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье.

 

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?